В данной статье изложены основные вехи в истории села Новокрасное и его храма в честь Рождества Христова.
От Новокрасной слободы до села Новокрасное.
(Статья Александра Губарева, опубликованная в районной газете «Сапожковские вести» ко дню села Новокрасное 12-го июня 2015 года.)
В этом году селу Новокрасное исполняется 165 лет – есть повод поговорить о его богатой истории.
В Государственном архиве Рязанской области мне удалось отыскать множество документов о селе Новокрасное. И если раньше я считал, что история села малозначительна, то теперь вижу, что по событиям, происходившим в 19-20 веках можно изучать историю всей страны.
Село Новокрасное основано было в 1850 году переселенцами из села Новоникольского, имевшего второе неофициальное название — Самодуровка, ныне это село Зорино Ухоловского района, прежде оно относилось к Сапожковскому уезду. В начале 18 века приближённый Петра 1, князь Владимир Долгорукий, при поддержке властей города Сапожка совершил самозахват лучших плодородных земель в районе сёл Новоникольское и Чёрной речки, отрезав у них часть наделов. Вследствие этого в середине 19 века из-за нехватки земель власти города Сапожка решают переселить половину жителей села Новоникольское на пустующие земли Липской засеки на речку Лукмос. Государственные крестьяне села Новоникольское делились на два прихода, во главе которых стояли сельские священники, один из этих приходов и подвергся выселению. Крестьяне сопротивлялись переселению, так как земли, на которые их выселяли, были бедны и малопригодны для пашни.
Первые годы в документах наше село упоминается как «Посёлок Красная Слободка», однако, уже 14 октября 1853 года Архиепископ Рязанский и Зарайский Гавриил, лично переименовывает новообразованный посёлок: «В Сапожковском уезде есть уже село Красная Слобода, то в отличие от оной новый посёлок именовать в письменных актах Новокрасною Слободою, о чём предписать благочинному для объявления жителям оного посёлка». Название Ново-Красная Слобода просуществовало до сороковых годов 20 века, изменившись до более краткой формы – Новокрасное.
Из дела «О постройке деревянной церкви в Новокрасной Слободе» видно, какие трудности выпали на долю наших предков. Новые земли находились на большом удалении — в 25 верстах (40 км) от старого места жительства переселяемых крестьян. Переселенцам пришлось разбирать свои дома и перевозить их на лошадях. Кроме построек надо было перевезти всё нажитое добро, скотину, и самим вместе с малыми детьми отправляться обживать незнакомые места. Переселившиеся крестьяне терпели большие неудобства, так как ходить в церковь приходилось за 25 вёрст в прежнее их село, а когда разливались реки или наметало много снега, то и вовсе это становилось невозможным. Вот приведу цитату из донесения крестьян в 1853 году:
«… мы терпим большие затруднения в исправлении священником треб в нашем посёлке. В село Самодуровку ездить далеко, а в ближайшие означенные селения неудобно и даже опасно – сему уже был один несчастный случай с нашим крестьянином, который отправляясь в Смыково за священником, утонул в реке Лукмосе… Ваше Высокопреосвященство Милостивейшего Архипастыря и Отца, покорнейше просим дозволить устроить в означенном нашем посёлке Красной слободке деревянную церковь и перевезти к нам прежнего нашего священника Ивана Пурикордова с двумя причетниками, которые объявили на то согласие своё…»
В 1853 году крестьяне села Ново-Красная Слобода «сторговали деревянную и весьма прочную, с иконостасами и некоторою частью утвари, церковь в ближайшем к нам селе Пустотино Ряжской округи». Церковь эта дубового леса, простоявшая в Пустотино более ста лет, была куплена крестьянами за 1142 рубля 85 с половиной копеек серебром, с рассрочкой суммы на 4 года.
Однако, разрешение от Епархиального начальства на строительство церкви из-за бюрократических проволочек затягивается. Тем временем крестьянам разрешают поставить на погосте молитвенный дом, который представлял собой деревянный сруб крытый соломой. Когда церковь будет построена, молитвенный дом разберут и построят из него богадельню для погорельцев.
Новообразованный посёлок состоял из 207 дворов, выстроенных в две линии по обе стороны реки, и насчитывал 1350 душ обоего пола. Первоначально место под церковь было определено «на левой стороне, близ берега», примерно там, где сейчас стоит бывший молокозавод. Однако, когда в августе 1854 года получили разрешение на строительство церкви и приступили к рытью траншеи под фундамент, то выяснилось что место «слабое», оказались близко грунтовые воды. Для церкви пришлось искать другое место. Там, где сейчас стоит каменный храм, недалеко от него и была выстроена первая деревянная церковь в честь Рождества Христова с приделами во имя Казанской иконы Божьей Матери по правую руку и во имя Николая Чудотворца по левую. Церковь рубленая из дубовых брёвен снаружи была обита тёсом, пол внутри вымощен, на окнах размещались решётки.
6 Марта 1855 года был освящён первый придельный храм во имя Казанской иконы Божьей Матери. Освящение первого престола можно считать датой основания Христорождественской церкви в селе Новокрасное. В этом году, 6 марта, ей исполнилось ровно 160 лет. Другие престолы, в том числе и Рождественский, были освящены только в 1858 году.
Первый дворянин села Новокрасное.
Неразрывно связана с историей села судьба первого приходского священника Иоанна Иоанновича Пурикордова.
Молодой священник Иван Пурикордов, окончив Рязанскую Духовную семинарию, в 1839 году был назначен к своему приходу в село Новоникольское (Самодуровка). В 1850 году весь его приход переселяют на новые земли. Ивану Пурикордову приходилось отправляться за 40 километров к своим прихожанам, преодолевая распутицу и разливы рек, о чём он пишет Епархиальному начальству и просит ускорить решение о постройке деревянной церкви.
В августе 1854 года был получен указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского о разрешении построить деревянную церковь в селе Ново-Красная Слобода, — «по указу сему учинить исполнение». А также было получено «дозволение» Ивану Пурикордову переместиться в Ново-Красную Слободу на постоянное жительство.
Уже 15 сентября под руководством священника крестьяне начинают разбирать и перевозить купленную ими церковь. Ровно через три месяца, в январе 1855 года, священник просит дозволения освятить первый придельный храм в селе Ново-Красная Слобода, который и был освящён 6 марта того же года.
В 1858 году заканчивается постройка храма и уже в 1861 году сельский священник Иван Пурикордов открывает в селе первую церковно-приходскую школу, в которой сам преподаёт Закон Божий.
В 1889 году, незадолго до смерти, священник был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени «За 50-ти летнюю отлично-усердную службу». Став кавалером ордена Святого Владимира, Иоанн Иоаннович Пурикордов основал Рязанский дворянский род. Вместе с сыном Алексеем и внуком Петром Иоанн Пурикордов был внесён в дворянскую книгу Рязанской губернии.
Новый храм.
К этому времени деревянная церковь уже обветшала, и по распоряжению Епархиального начальства 16 августа 1895 года был заложен новый каменный храм.
К тому же деревянная церковь уже с трудом вмещала всех прихожан, так как число жителей увеличилось ровно вдвое и составляло к тому году 2795 душ крестьян.
Каменный храм в честь Рождества Христова, который и сейчас стоит в селе, строился на протяжении 35 лет. Храм был освящён и начал действовать в 1905 году. К тому времени выстроена колокольня и трапезная часть, в которой и велись службы. В трапезной части располагались два придела Казанский и Никольский. Основная часть церкви (настоящая), в которой находился Рождественский престол, была окончена строительством перед революцией, однако отделочные работы не были завершены, рамы не вставлены и не был ещё установлен иконостас. Только в 30-х годах Рождественский престол был освящён.
Из описи церковного имущества за 1934 год видно, насколько была богата убранством церковь. Обилие икон, утвари, подсвечников и светильников, создавало пышную картину благолепия. На колокольне находилось шесть колоколов, самый большой из них был весом в 213 пудов.
Надо сказать, что период расцвета и экономического подъёма села пришёлся на 1912-1914-й год. По церковным ведомостям на это время в селе насчитывается 522 двора и значится 3569 крестьян, для сравнения — это почти столько, сколько сейчас проживает в посёлке Сапожок.
В селе действовует чугунно-литейный завод, владел им сын священника, дворянин Алексей Пурикордов. Завод отливает детали из чугуна для молотилок «Смыковок», которые массово производятся в уезде, а так же изготавливает плуги и другой инвентарь. В селе работают несколько кирпичных заводов, шерстобитки, мельницы. Хлеб обмолачивается молотильными машинами на конной тяге — «Смыковками». Во всём Государстве Российском к 1914 году наблюдается экономический и промышленный подъём, страна быстро набирает обороты. Западным странам необходимо было втянуть Россию в войну, чтобы препятствовать её экономическому росту, и им это удалось. В 1914 году был обнародован манифест о войне с Германией, объявлена мобилизация. Много крестьян из села Новокрасного было призвано в царскую армию. Почти треть села являлись военными крестьянами, участниками Русско-Турецких и Русско-Японской войн. К концу 1914 года мобилизовано было около 500 крестьян. По военному времени мобилизации так же подлежали и лошади. Такой отток крепкой рабочей силы нанёс сильный удар по селу. Сокращается количество посевов. По всей стране государство недополучает объёмов зерна, являясь его главным экспортёром. В России начинает ощущаться недостаток хлеба, цены на него резко поднимаются – начинается экономический кризис, который порождает в итоге революцию 17-го года.
В результате Октябрьского переворота к власти приходят большевики. Для того, чтобы кормить Красную армию и население городов, советские власти немедленно начинают политику изъятия продовольствия у крестьян.
Выполняя план хлебосдачи, продовольственные отряды изымали зачастую всё до зёрнышка. Все, кто добровольно не хотел сдавать хлеб, объявлялись врагами советской власти — их хлеб подлежал конфискации. Слёзы наворачиваются, когда читаешь жалобы своих односельчан о незаконном изъятии у них хлеба, коров, лошадей, о неправильном обложении продналогом.
Осенью 1918 года в уезде поднимается антисоветское восстание. 6 ноября в селе Берёзовке крестьяне поднимают мятеж, избивают председателя. Уроженец села Новокрасное, председатель чрезвычайной комиссии И.С. Шемонаев, находился в тот день у себя на родине. Услышав о поднявшемся мятеже, он со своим продотрядом отправляется в Берёзовку и в тот же день подавляет мятежников. В 12 часов ночи из села Уда стал доноситься набатный звон, подхваченный звоном с высокой колокольни Новокрасненской слободы. Отряд Шемонаева, с прибывшим к нему из Сапожка на помощь отрядом В.В. Самодурова выступают на мятежные сёла и усмиряют восставших. Вскоре восстание в уезде было подавлено. По сёлам прокатываются карательные экспедиции. Зачинщики мятежа расстреливаются на месте.
Сельские жители были поставлены в тяжелейшие условия. Кроме продовольственного налога необходимо было выполнить налог по заготовке дров, гужевую повинность, уплатить культурно-хозяйственный сбор, подворный денежный сбор, уплатить страховой взнос. Если у кого-то появлялась задолжность, власти получали повод в качестве штрафных санкций вывести со двора корову или лошадь или изъять любое другое имущество.
После прихода советской власти прекращает работу в селе чугунно-литейный завод. Производство молотилок в уезде полностью остановлено, без работы остаются и сельские кустари, изготовлявшие для молотилок деревянные детали.
Советское правительство продолжает политику нажима и запугивания. В 30-ом году начинается раскулачивание, в колхозы население загоняют угрозами и силой. Такая политика приводит к страшному голоду 30-х годов. По всей стране от голода умирает 7 миллионов человек, не обошёл голод и Сапожковский уезд. В 20-30-х годах происходит активный отток населения из села Новокрасного. Люди спасались от голода и произвола местных властей. Уезжали целыми семьями в Сибирь и другие уезды, которые не затронул голод, вербовались на фабрики и заводы в городах.
Из протокола собраний Новокрасненского сельсовета за 1936-38 годы видно, что работа в колхозах шла плохо (в Новокрасном действовало 5 колхозов). Никто не хотел работать бесплатно за трудодни. План по сдаче хлеба и мяса не выполнялся. Председатель сельсовета путём нажима пытается заставить обнищавшее население сдавать продовольствие, многих граждан облагают твёрдым заданием, но безуспешно.
Между тем в церковной общине был закончен отделкой и освящён основной Рождественский предел храма. В большие праздники церковь была по-прежнему полна. Этот факт сильно раздражал правление села. На собраниях председатель неоднократно ставит вопрос о закрытии церкви, но безрезультатно.
Для того, чтобы закрыть церковь, ему нужно было провести общее сельское собрание и вопрос о закрытии церкви поставить основным в повестке. Понимая, что люди не будут голосовать, председатель вместе со своим активом фабрикуют дело «о раскрытии контрреволюционной группы церковников». Восемь человек, обвинённых в антисоветской агитации, были схвачены сотрудниками НКВД. В этот же день на собрании партактива формируются ещё списки лиц, подлежащих аресту.
На волне репрессий и ареста граждан, решением ВЦИК по Рязанской области, в том же 1938 году церковь была закрыта под клуб. Вот как описывает закрытие церкви старожил села Павел Иванович Венедиктов: «С церкви были сброшены колокола и кресты. Большой колокол от удара о землю разбился на большие и маленькие осколки. Люди брали эти осколки на память. Иконы выносили из церкви и грузили на повозки для отправки в Сапожок. Одна женщина схватила с повозки икону и побежала. Председатель погнался за ней, но не догнал. Когда повозки с иконами везли по селу, некоторые люди хватали иконы и убегали». Под руководством председателя сельского совета и членов правления была раскопана могила первого приходского священника Иоанна Пурикордова, похороненного вместе с женой близ церкви. Партийные активисты искали золотой крест. Повалили надгробные камни, сдвинули плиту и проникли в могилу. Крест нашли, но он оказался вовсе не золотым. Забыв человеческие законы, новая власть не щадила ни живых ни мёртвых. Что поделаешь, были и такие бесславные моменты в истории нашего села.
Как легко было разрушить то, что строилось нашими предками на протяжении нескольких поколений, и как трудно будет это всё восстанавливать.
К счастью храму удалось дожить до наших дней, однако здание требует серьёзных ремонтно-восстановительных работ.
Настоятель храма протоиерей Александр Овчинников с 2012 года начинает строительные работы по восстановлению Христорождественской церкви в селе. Благодаря его самоотверженной работе, помощи прихожан и доброхотных дателей восстановление храма продвигается, но сил и средств потребуется ещё много. Работы по восстановлению продолжаются, но службы в церкви уже ведутся, и прихожане имеют возможность прийти в свой храм.
К сожалению, объём статьи не позволяет более подробно раскрыть события тех дней. Но обещаю вернуться ещё на страницах издания к истории нашего края, богатой историческими событиями.
В завершении своего рассказа, хочу поздравить жителей села Новокрасное с круглой датой и пожелать нашему селу долгих лет жизни.
Александр Губарев
Если кто располагает информацией по истории села Новокрасное или имеет старые фотографии, прошу связаться со мной. mailto:gubarevsania@mail.ru